В начале 1960-х годов в стране ведется активная работа по созданию комбинированных дорожных машин со сменными комплектами оборудования, предназначенных для круглогодичной работы: летом машина, оснащенная цистерной и щеткой, выполняет поливку и подметание дорожного полотна, зимой - снегоочистку и посыпку песком. Первенцем в производстве такой техники стал Смоленский опытно-экспериментальный завод дорожного оборудования им. М.И. Калинина. Первая партия машин КДМ-1 на шасси ЗИЛ-164 вышла из ворот предприятия в 1963 году.
Пескоразбрасывающее оборудование на КДМ-1 использовалось от пескоразбрасывателя ПД-6, поливомоечное и снегоочистительное - от поливомоечной машины Д-289 Мценского завода дорожно-уборочных машин.
Был в номенклатуре смоленского завода и малогабаритный вариант комбинированной машиныКДМ-2 на шасси полноприводного грузовика ГАЗ-63. Помимо разбрасывающего, поливомоечного и плужно-щеточного оборудования, в комплект машины входил шнекороторный снегоочиститель, а также прицеп-цистерна.Также была изготовлена партия машин КДМ-1 на шасси Урал-355М. Отметим, что еще в 1960 году завод приступил к выпуску пескоразбрасывателей ПР-1 на базе ЗИЛ-164.
Выпуск КДМ-1 продолжался недолго, так как вскоре на смену автомобилю ЗИЛ-164 пришел ЗИЛ-130, на шасси которого началось производство машины КДМ-130. Неоднократно модернизированная машина КДМ-130 выпускается по сей день.
Во второй половине 1960-х годов КБ Управления благоустройства Москвы модернизировало этот пескоразбрасыватель. Усовершенствованная модель ПРС-130 прошла заводские и приемочные испытания и была рекомендована Государственной приемочной комиссией к серийному производству на Свердловском заводе коммунального машиностроения взаменПР-130. Новая машина получила скребковый транспортер вместо питающего лотка с вибратором и могла использоваться круглогодично благодаря возможности переоборудования ее в самосвал.
На базе автомобиля ГАЗ-53А московские конструкторы разработали пескоразбрасыватель ПР-53с 2,2-кубовым кузовом, который при небольшом переоборудовании можно было использовать как самосвал. Как и на предыдущей модели ПД-4М, подача песка на разбрасывающий диск осуществлялась скребковым транспортером. В комплект машины входило плужно-щеточное оборудование. Первые партии пескоразбрасывателей ПР-53 в 1966 году выпустили Экспериментально-механический завод Управления благоустройства Москвы и Свердловский завод коммунального машиностроения, однако массовое производство этих машин было налажено на Арзамасском заводе коммунального машиностроения.
В 1974 году ПР-53 модернизировали, и он получил индекс КО-104. Главным отличием от предыдущей модели стал гидропривод всех рабочих органов. Забегая вперед, отметим, что пескоразбрасыватель ПР-53 и его дальнейшие модификации продержались в серийном производстве на Арзамасском заводе коммунального машиностроения более 20 лет.
С 1977 года выпускалась модель КО-104А с улучшенными технико-экономическими параметрами без плужно-щеточного оборудования.
В 1985 году машина в очередной раз модернизируется и получает обозначение КО-106. За счет большей на 500 кг грузоподъемности базового шасси ГАЗ-53-12 пескоразбрасыватель комплектуется кузовом увеличенной вместимости (2,5 м3).
С 1986 года выпускалась модификация КО-108, базирующаяся на шасси ГАЗ-53-27, работающего на сжатом газе.
Помимо пескоразбрасывателей ПР-130 и ПР-53, пошедших в серийное производство, КБ Управления благоустройства Москвы создало две интересные опытные машины. В 1962 году появился пескоразбрасыватель на шасси УАЗ-450Д, занимавший промежуточное положение между "взрослыми" пескоразбрасывателями и тротуароуборочными машинами. На эту модель, помимо разбрасывающего оборудования, устанавливалось и плужно-щеточное.
Вторая машина У10 ПД стала самым крупногабаритным отечественным пескоразбрасывателем. Разбрасывающее оборудование - 12-кубовый кузов, скребковый транспортер и разбрасывающий диск - монтировалось на полуприцепе ЧМЗАП-5204 транспортируемом тягачом КрАЗ-221. Машина предназначалась для работы на МКАДе и вылетных магистралях. Опытный образец пескоразбрасывателя изготовили в 1964 году.
В 1982 году Свердловский завод коммунального машиностроения начал осваивать производство пескоразбрасывателя КО-105 на базе ЗИЛ-130АН, который должен был заменить предыдущую модель ПР-130А. Машина, созданная по проекту ВНИИ Коммунмаша, имела гидропривод рабочего оборудования, отличалась высокой точностью дозировки технологического материала и широким диапазоном плотности посыпки. В ее комплект входило плужно-щеточное оборудование.
В начале 1980-х годов Северным научно-исследовательским институтом промышленности (СевНИИП) был разработан весьма любопытный навесной пескоразбрасыватель ДМ-12. Он служил в первую очередь для ухода за лесовозными дорогами: для борьбы с гололедом осуществлялась посыпка песком, а для создания теплоизоляционного слоя, увеличивающего срок службы зимних лесовозных дорог - посыпка опилками или щепой. Оборудование - кузов, два конвейера подачи, дозирующие и распределяющие устройства, системы пневмопривода и обогрева кузова - монтировалось на шасси лесовоза МАЗ-509А (4x4). Самое интересное, что привод конвейеров не требовал отбора мощности от двигателя, он осуществлялся от задних колес посредством приводных пневмороликов и цепных передач. Серия пескоразбрасывателейДМ-12 была изготовлена в экспериментальных мастерских СевНИИП и эксплуатировалась в лесозаготовительных предприятиях.
В начале 1980-х годов научные учреждения и предприятия отрасли приступили к созданию большегрузных комбинированных дорожных машин на шасси автомобилей КАМАЗ-53213 и ЗИЛ-133ГЯ. ВНИИ Коммунмаш разработал машину КО-802 на базе КАМАЗа. Зимой на нее устанавливалось плужно-щеточное и разбрасывающее оборудование с кузовом 6,5 м3, летом - поливомоечное с цистерной на 11 м3 воды. Кроме этого, машина могла работать в качестве самосвала. КО-802 прошла приемочные испытания и была рекомендована к серийному производству.
С 1982 года Смоленский опытно-экспериментальный завод дорожного оборудования приступил к серийному производству комбинированной дорожной машины ЭД- 403 на шасси ЗИЛ-133ГЯ. Машина имела аналогичное оборудование, как и КО-802, за исключением самосвального. Несколько меньше были объемы кузова для песка и цистерны.
В середине 1980-х годов Мценский завод коммунального машиностроения, традиционно изготовлявший поливомоечную технику, осваивает выпуск комбинированных машин. В зимнем варианте поливомоечная машина КО-002 на шасси ЗИЛ-130-80 предлагается с разбрасывающим оборудованием КО-002УР, унифицированным с пескоразбрасывателем КО-107.
В 1990-х годах предприятия, специализировавшиеся на выпуске комбинированных дорожных машин, осваивают новые виды техники: Смоленский завод дорожных машин - ЭД-405 на шасси КАМАЗ-532123 и ЭД-244 на шасси МАЗ-5337; Мценский завод коммунального машиностроения -КО-713 на шасси ЗИЛ-431412 и ЗИЛ-433362, КО-814 на шасси ЗИЛ-433102, КО-815 на шасси ЗИЛ-494560, КО-806 на шасси КАМАЗ-4925 и КО-823 на шасси КАМАЗ-53213; Арзамасский завод коммунального машиностроения - КО-829А на шасси ЗИЛ-433362. В новых экономических условиях к выпуску аналогичной техники приступают Курганский завод дорожных машин, Смоленский автоагрегатный завод, Кременчугский завод дорожных машин и ряд других предприятий.